Фрагмент для ознакомления
2
В современном мире с каждым десятилетием познавательные возможности детей повышаются и на смену старым методам и приемам педагогической деятельности незамедлительно приходят новые.
Изучение научных и сложившихся в школьной практике подходов к преподаванию указывают на то, что в настоящее время недостаточно применяются механизмы развития мотивации учащихся. Актуален вопрос организации условий для формирования необходимости школьника в самостоятельном получении знаний, достижении целей и налаживании отношений в процессе обучения.
Актуальность исследования обусловлена тем, что в настоящее время внимание многих учёных в области методики преподавания русского языка к проблеме развития мотивации на уроках и во внеурочной деятельности повысилось в связи с тем, что именно мотивация связана с поиском наиболее оптимальных условий повышения эффективности учебного процесса. Мотивация склонна к изменениям в зависимости от качества и средств преподавания. Благодаря этому проблема становится актуальной и требует постоянного её изучения.
Повышение познавательной активности обучающихся в средней школе напрямую связано с поиском, разработкой и внедрением новых, не стандартных, технологий обучения, к которым можно отнести следующие: технологию проектного обучения, технологию контекстного обучения, технологию совместной продуктивной деятельности, технологию естественнонаучного обучения, информационные технологии и системы компьютерного обучения, технологию проблемного обучения, технологию модульного обучения, технологию игрового обучения и т. д.
Традиционное поурочное обучение русскому языку в школе сегодня нередко воспринимается учениками неэффективно, что является одной из основных причин снижения интереса к учению вообще и к русскому языку в частности. Поэтому в целях оптимизации учебно-воспитательного процесса, развития речевой компетенции обучающихся, их умственных способностей, тренировки памяти, мышления в современных педагогических технологиях предлагается широко использовать учебные лингвистические игры.
Они хороши тем, что дети в силу своего возраста активно вливаются в процесс игры и получают удовольствие, что пробуждает в них интерес к дальнейшему изучению материала на основе полученных знаний [7]. Помимо того, на уроке, благодаря лингвистическим играм, создается благоприятная дружеская атмосфера и повышается возможность формирования коммуникативных универсальных учебных действий.
Игра как феноменальное человеческое явление наиболее подробно рассматривается в таких областях знания как психология и философия. В педагогике и методике преподавания больше внимания уделяется играм младших школьников (Ф.К. Блехер, А.С. Ибрагимова, Н.М. Конышева, М.Т. Салихова и другие). Однако для учащихся среднего звена игры являются уже не средством познания, а инструментов для обучения.
Через лингвистическую игру учитель может повысить у учащихся не только внимание на уроке к слову и действию учителя, она приучает детей думать, проникать в суть явлений, делает учащихся активными участниками учебно-воспитательного процесса. А от того, насколько сознательно, творчески, с желанием будут учиться дети в начальной школе, зависит их дальнейшая самостоятельность, их мышление, умение связывать теоретический материал с практикой.
Цель исследования: теоретически обосновать использование лингвистических игр как средство повышения мотивации учащихся к изучению русского языка.
Объект исследования: процесс повышения мотивации учащихся на уроках русского языка.
Предмет исследования: процесс включения лингвистических игр для повышения мотивации учащихся средней школы к урокам русского языка.
Задачи исследования:
- обосновать важность мотивации в учебном процессе;
- охарактеризовать понятие «лингвистическая игра», рассмотреть ее виды;
- описать методику отбора и работы с лингвистическими играми на уроках русского языка;
- предложить лингвистические игры по русскому языку для учащихся 5-9 классов.
Теоретико-методологическая основа исследования. Методологической основой являются научные труды по теме исследования психологов и педагогов: Б.Г. Ананьева, Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, Д.Н. Узнадзе, Д.Б. Эльконина, Г.А. Урунтаевой, Е. О. Смирновой, О.С. Газмана, В.В. Лебединского, О.С. Никольской, Е.Р. Баенской, М.М. Либлинг, И.М. Юсупова, А.А. Крыловой, Е.И. Рогова, П.Н. Мальковской, В.Г. Немировского и др.
Для решения поставленных задач был использован комплекс методов исследования: теоретический анализ психолого-педагогической литературы, методической литературы по теме исследования, обобщение, сравнение.
Структура работы состоит из введения, двух разделов, заключения списка использованной литературы.
Глава 1 Теоретические аспекты использования лингвистических игр как средство повышения мотивации обучающихся на уроках русского языка
1.1 Понятие «мотивация» в учебном процессе
Вопросами мотивации занимались многие отечественные и зарубежные методисты, педагоги и психологи, среди которых И. А. Зимняя, А. А. Леонтьев, Н. М. Симонова, З. Дёрнеи, Р. Гарднер и многие другие. В связи с этим существует большое количество подходов к пониманию сущности мотивации, её природы и структуры.
В психолого-педагогической литературе мотив определяется как побудительная причина действий и поступков человека, исходящих из стремления удовлетворить свои потребности. Л. И. Божович рассматривал в качестве мотивов предметы внешнего мира, идеи, представления, а также эмоции и чувства [5].
Опираясь на работы А. А. Алхазишвили [1] , И. А. Зимней [10], Н. М. Симоновой [18], занимавшихся психологическими аспектами мотивации, было выявлено несколько трактовок понятия мотивации как психолого-педагогического явления:
1) внутреннее состояние человека, которое побуждает его совершить какие-либо действия, чтобы удовлетворить потребности [5, c. 24];
2) совокупность побуждений, вызывающих и определяющих активность [9, c. 183];
3) психологический процесс, преобразующий внешние воздействия во внутреннее побуждение [14, c. 20].
Таким образом, под мотивацией стоит понимать совокупность внешних и внутренних движущих сил, «стимулов», побуждающих человека к реализации тех или иных влечений и потребностей через действия или поведение.
Проблема учебной мотивации также является ведущей в исследованиях методистов и психологов, она определяется как процесс побуждения обучаемого к учебной деятельности для достижения образовательной цели. Главная задача мотивации учения, по мнению Б. Вернера, – организация учебного процесса, что максимально способствует раскрытию внутреннего потенциала личности обучаемого [14, c. 272].
Р. Гарднер выделял 4 аспекта мотивации: 1) цель; 2) действия или поведение, помогающие достичь цели; 3) желание добиться цели; 4) позитивное отношение к цели. Некоторые придерживались немного другой точки зрения, по их мнению, мотивация определяется удовольствием от деятельности, значимостью её результата для человека, наличием или размером вознаграждения и принуждающим давлением на личность [23].
Особенности учебной мотивации определяются такими факторами, как образовательная система, образовательное учреждение, организация образовательного процесса, специфика учебного предмета, субъективные особенности педагога.
Мотивация учения имеет довольно сложную структуру. Её основными компонентами являются мотивы. Е. П. Ильин к мотивам учебной деятельности относит все факторы, обуславливающие проявление учебной активности [12].
Классификация мотивов по Б. Вернеру представлена таким образом:
― познавательный мотив – обучение направлено на приобретение умений и навыков;
― гражданский мотив – обучение помогает подготовиться к жизни в обществе;
― мотив социальной идентификации с родителями – стремление оправдать родительские ожидания в области учёбы и поведения;
― мотив социальной идентификации с преподавателем – стремление соответствовать требованиям преподавателей;
Фрагмент для ознакомления
3
1. Алхазишвили А. А. Мотивационная основа обучения устной иностранной речи. Ученые записки МГТИЯ им. М.Тореза / А. А. Алхазишвили. - М., 1971. - Т. 60. - С. 180–186.
2. Баев, П.М. Играем на уроках русского языка / П. М. Баев.- М.: Русский язык, 2014. – 169 с.
3. Белошистая, А.В. Формирование и развитие способностей младших школьников: вопросы теории и практики: курс лекций для студ. дош. факультетов высших учебных заведений / А.В Белошистая. – М.: Гуманитарный издательский центр Владос, 2011. – 400 с.
4. Богуславская, З.М. Развивающие игры для детей младшего школьного возраста / З.М. Богуславская, Е.О. Смирнова. – М., 2011. – 207 с.
5. Божович, Л. И. Проблемы развития мотивационной сферы ребёнка. Изучение поведения детей и подростков / Л.И. Божович. - М., «Педагогика», 1972. - 352 с.
6. Букатов, В.М. Я иду на урок: Хрестоматия игровых приемов обучения: книга для учителя / В.М. Букатов, А.П. Ершова. – М.: «Первое сентября», 2002. – 224 с.
7. Выготский, Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка / Л.С. Выготский //Вопросы психологии. - 2011. - №6. – С.44-47.
8. Давыдов, В. В. Учебная деятельность: состояние и проблемы исследования / В.В. Давыдов // Вопросы психологии.— 2009. — № 6. – С.5-13
9. Зайцева, М. В. Мотивация и некоторые пути её повышения / М. В. Зайцева. - М., ИД «Первое сентября», 2003.- 23 с.
10. Зимняя, И. А. Психология обучения иностранным языкам в школе / И. А. Зимняя. - М.: Просвещение, 1991. - 222 с.
11. Игровое моделирование: Методология и практика / Отв. Ред. И.С. Ладенко. – Ново- сибирск: Наука, 1987. – 230 с.
12. Ильин Е. П. Мотивация и мотивы. СПб.: Питер, 2012. - 512 с.
13. Литневская, Е.И. Методика преподавания русского языка в средней школе: учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Е. И. Литневская, В. А. Багрянцева; Под ред. Е.И. Литневской. – М.: Академический проект, 2006. – 590 с.
14. Маркова, А.К. Формирование мотивации учения: Книга для учителя / А.К. Маркова. – М.: Просвещение, 2012 – С.56-61.
15. Методика преподавания русского языка в школе / М.Т. Баранов, Н.А. Ипполитова, Т.А. Ладыженская, М.Р. Львов; Под ред. М.Т. Баранова. –М.: Академия, 2014. -368 с.
16. Муртазин, Г.М. О некоторых способах активизации познавательной деятельности учащихся / Г.М. Муртазин // Активизация познавательной деятельности учащихся. – Уфа, 1972. – 96 с.
17. Рамазанова, В.Б. Формирование и развитие познавательного интереса к русскому языку у учащихся 5-6 классов рутульской школы средствами игровых технологий: автореф. дис. ... канд. педагог. Наук / В. Б. Рамазанова. – Махачкала, 2011. – 25 с.
18. Симонова, Н. М. Экспериментальное исследование структуры мотивации при усвоении иностранного языка в вузе: диссертация кандидата психологических наук / Н. М. Симонова. - М., 1982. - 172 с.
19. Степаненко, А.В. Сообщение из опыта работы «Игры как средство активизации мыслительной деятельности на уроках русского языка» / А. В. Степаненко. - URL: http://www.metod-kopilka.ru (дата обращения 25.03.2022).
20. Тарабарина, Т. И. И учеба, и игра: РУССКИЙ ЯЗЫК : популярное пособие для родителей и педагогов / Т. И. Тарабарина, Е. И. Соколова. - Ярославль : Академия развития, 2016. - 203 с. : ил. - (Мои первые уроки).
21. Троицкая, Н.Б. Нестандартные уроки и творческие занятия / Н. Б. Троицкая. – М.: Астрель, 2004. – 167 с.
22. Харламов, И.Ф. Активизация учения школьников / И.Ф. Харламов. – Минск: Народная Асвета, 1970.- 158 с.
23. Шамова, Т.И. Активизация учения школьников / Т.И. Шамова. – М.: Педагогика, 2012. – 208 с.
24. Шмаков, С.А. Игры для учащихся – феномен культуры / С. А. Шмаков. – М.: Новая школа, 1994. – 203 с.
25. Щукина, Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе / Г. И. Щукина. - М.: Просвещение, 1979. – 160 с.